Система русского
рукопашного боя

 
Клуб Пластуны, Пятигорск. Русский руккопашный бой.
 
  Главная
  О клубе
  Контакты
  Форум
Гостевая книга
  Фото
 
поставить закладку
 
:: что нового
   
Все новости!
Полезные ссылки
 
:: для рукопашников
   
Статьи
Методики
Обратная связь

Статьи

Поиск
Традиции и История славянских боевых искусств

1. Боевые искусства
2. Боевые традиции народа
3. О воспитании детей
4. Виды боев и их правила
5. Психологическая подготовка бойцов

1. Боевые искусства

Занятия в клубе пластуныСейчас очень многие люди интересуются различными боевыми искусствами. Очень модно у нас тэквон-до, каратэ, ушу, есть интерес к бразильскому копоэро, а свои национальные боевые традиции забыты. Находятся даже такие, которые напрочь отрицают существование русских единоборств. Таким образом, они полностью отрицают культуру своего народа.

Традиционные боевые искусства есть у всех: в Грузии- «Чидаоба», в Армении- «Кох», в Кабарде- «Банакуа». Многие виды борьбы разных народов имеют схожие правила и приёмы. У славян также были такие виды борьбы: у белорусов- «Асилки», в Запорожской - «гопак», и тд. У Русских в средней полосе: «тверская буза», «коломенский лют», в Курске - «Скобарь», во Владимире - «Кружава».

Казачья техника отличалась бОльшим профессионализмом и называлась «Казачий Спас», в Сибири существовала борьба под названием «Вьюн».

2. Боевые традиции народа

В г. Краснодаре есть современная школа А. А. Кадочникова, которая основана на казачьих боевых традициях.

Боевые традиции народа – это проявление его культуры, и восстанавливать и изучать их - наша задача. Существовала и система оздоровительных гимнастик.

Основные правила любой школы русских боевых искусств – это не противостоять им, а использовать силу, энергию и массу противника. Противник сам диктует приём.

Если рассматривать устройство человека с точки зрения механики, то человек – это не больше , чем набор различных рычагов и маховиков, и при грамотном использовании этих средств можно существенно облегчить тяжёлый физический труд, а также защитить себя и близких от хулиганов.

Народные песни, танцы, обычаи и рукопашный бой связаны воедино и дополняют друг друга.

Пляски – это тренировка для боя. Во время пляски отрабатываются навыки движения человека на большой скорости, а также ударная техника, соединяются удары и подсады (присядки), прыжки с ударами ногами. В традициях бойцов – кулачников было на большие праздники устраивать драки под гармошку или балалайку, что снижало травматизм у бойцов. Дерясь в одном ритме, поединщики работали как шестерни в коробке передач, где зубья входят в пазы синхронно, потому что, если скорость шестерён разная, они попадают зуб на зуб и выходят из строя. Так и бойцы обкатывали удары друг друга, практически не травмируясь.

3. О воспитании детей

На Руси и у казаков воспитание воина начиналось с детства. Мальчикам с шести лет постоянно говорили : «Ты воин, ты казак, не плачь, терпи боль, ты выше боли. Любую боль можно перетерпеть. Раз ты воин, учись владеть оружием, стрелять, использовать подручные предметы, маскироваться на местности». Начиная с общеразвивающих игр с младшими, постепенно усложнялись игры и конкретизировались цели. Дети прекрасно понимали, для чего им необходимо уметь драться: для защиты своей земли, своих родителей. Ведь дети неоднократно были свидетелями нападений на их сёла и города врагов, и принимали активное участие в защите своего дома. Пример воинов-защитников был всегда перед глазами и дети старались быть похожими на опытных воинов и казаков, которые пользовались всеобщим уважением.

Воспитание детей основывалось на духовном развитии (воцерковлении) и на играх. В играх дети получали навык правильного движения. Это – основа. Музыка и танцы в этом помогали: слушая и исполняя песни старых воинов, они изучали историю своего народа, узнавали, как проявляли себя в битве выдающиеся воины. Танцы были обрядовые и боевые. В обрядовых танцах парни знакомились с девушками, а в боевых хороводах отрабатывали навык держать строй, перестраиваться в бою, если этого требует ситуация, вырабатывалось чувство локтя необходимость поддержки товарища.

Дети играли в «выбивку»: 2 человека становились на расстоянии 5-7 метров друг от друга, между ними становились игроки. Эти двое вышибал кидали мяч по очереди друг другу, при этом пытаясь попасть мячом в игроков, в кого попали, выходил из игры.

Развивающими играм были также «лапта» и «чиж», «городки», последняя, в зависимости от региона, называлась «банка» или «офицер». Рисовались несколько линей параллельно друг другу на удалении 1 метра: 1 линия-солдат, 2 линия-прапорщик, 3 линия- офицер, 4 линия-генерал, 5линия-царь. На расстоянии 2-х метров становилась банка. Эту банку надо было сбить палкой с первой линии.

4. Виды боев и их правила

Правила боев были строго регламентированы для каждого вида: борьба на поясах, бой «на крестах», стенка на стенку, «один против всех». Борьба на поясах похожа по правилам на вольную борьбу: противники брали друг друга правой рукой за левое плечо, а левой рукой справа за пояс. Дабы не рвать одежду, подвязывались длинные кушаки, которые обматывались вокруг пояса и перекладывались через левое плечо к правому к правому бедру. Допускались подачки и броски «Бой на крестах» или охотницкий бой проходил в основном на перекрестках дорог за населенным пунктом по договору: «на сшибку» или «на мазок». Если бились «на сшибку», то при сбивании противника с ног бой прекращался, а «на мазок» бой длился до появления первой крови. «Стенка на стенку» - собирались две ватаги, примерно равные по количеству, а атаманы договаривались о правилах: руку не утяжелять, лежачего не бить и тд.

Если кто-то нарушал правила, доставал нож, (ведь у каждого мужчины должен висеть нож на поясе), то свои же его наказывали.

Перед дракой «Стенка на стенку» устраивались зачины, т.е. молодежь откидывались снежками или, если было лето, камнями. Также устраивались игры: два человека заходили в круг и переталкивались, держась за палку с разных концов, вытолкнувший противника считался победителем.

Русские гармонисты, как правило, были хорошими бойцами. Они следили за боем и при помощи музыки руководили скоростью поединка. Возле гармониста выставлялась охрана из двух человек, дабы в свалке случайно не зашибли гармониста. Для девушки встречаться с гармонистом была большая честь. А для парня, если он охранял гармониста во время поединков, значило, что его считают хорошим бойцом. Как парень подвязал кушак, повесил нож на пояс, надел шапку, говорило об его бойцовском уровне.
Бой на палках: существовали специальные боевые палки, которые передавались по наследству. На них было знаками вырезано, сколько боёв провел, сколько побед и поражений. Эти палки ставились в красном углу.

Такие игры, как «царь горы» и «куча мала» отрабатывали у человека навык боя против всех в окружении. Ополчение, собранное против регулярных войск противника, оказывалось на уровне профессиональных воинов других держав, и оказывало им серьёзное сопротивление.

Бой «спина к спине». В восточных единоборствах нет такой техники! Два человека становятся спина к спине и отбиваются от нападающих, причём отходить друг от друга разрешается на расстояние не более 1,5 метров. Закрывая спину друг друга, бойцы держат оборону по кругу. Один принимает удар врага и передаёт партнёру, тот добивает противника. Очень сложная техника, и , чтобы использовать её, требуется хорошо чувствовать партнёра. Эта техника используется при круговой обороне, она упоминается в былинах, когда богатыри становились спина к спине: «Там где Алёша булавой не дотянулся, там Добрыня мечом зацепил».

Существовал и так называемый закрытый энергетический стиль «монастырский». В монастырях воспитывались воины, прежде всего – духовные. Если вспомнить историю, то в воинах с поляками, с Наполеоном и тд., монастыри редко были захвачены. Осады длились долго, при этом враги несли большие потери. Пересвет и Ослябля, вышедшие на бой по благословению о. Сергия Радонежского, были по сану монахи, но при этом профессиональными воинами Сироты воспитывались при монастырях в законе Божием, учились умной молитве. Это помогало передавать себя в руки божии, отрешиться от этого мира Воин в этом стиле мог на расстоянии до 15 метров нейтрализовать противника. Данный раздел боевых искусств отличается сильными энергетическими ударами; не прикасаясь к противнику, воин мог мог его лишить движения или убить, не оставляя следов.

«Поножовщина» или драка на ножах. Как правило, дрались с применением ножей только опытные воины. Эти бои были строго регламентированы: запрещалось убивать друг друга и наносить тяжёлые увечья, хотя травмы и порезы были.

Отголоски боевых традиций долго сохранялись и во время советского строя, хотя это и преследовалось законом. Дрались двор на двор, район на район. Правила «лежачего не бить» сохраняется и сейчас. Все школы Русского стиля основаны на механике и инерции. Народ наблюдал, как дерутся животные, учился использовать рычаги, какие есть в наличии. А постоянные воины с внешними врагами научили перенимать лучше в воинском искусстве. Оружие, броня, техника работы с оружием, если они превосходили по качеству традиционное знание, дорабатывались и изменялись.

Работа с русским мечом совсем другая, нежели с казачьей саблей, так как они имеют разный вес и форму. Работа с копьём отличается от работы с оглоблей, хотя и там, и там, есть общие принципы и основы.

5. Психологическая подготовка бойцов

Психологической настройке воинов уделялось большое внимание: это воздержание от пьянства, постоянная молитва и соблюдение постов. Чтение молитв перед боем, также чтение их во время боя, давали бойцу и дыхательный ритм. Воин практически не дышал во время боя благодаря системе движений и использованию так называемых «восьмёрок». Одна половина лёгких сжимается, другая, наоборот, разжимается. Поэтому дыхания полной грудью, как в других видах единоборств, не было. Невозможно сбить то, чего нет. Нет дыхания – его сбить невозможно. Воин становился в бою мечом Божиим, себе не принадлежал, не думал, какой удар нанести, он просто двигался, сметая всё на своем пути.

Никогда на Вас не нападет противник слабее Вас. Противник всегда будет сильнее, или их будет больше. Не надо им его боятся. Используйте его недостатки и достоинства его обращайте в недостатки. Длинные конечности у противника – значит надо как можно ближе подойти к нему, и он не сможет ими воспользоваться как достоинством. Или, наоборот, ещё дальше вытягивайте, что также приведёт его к неудаче. Самое страшное в драке – это ожидание первого удара. После первого удара, если Вы не растерялись, становится всё безразлично: боль не чувствуется.

Пересилил боль, не бойся врага, он думает о лёгкой победе и недооценивает тебя, иначе бы он не стал развязывать драку.

Переоценивать, также как и недооценивать, вредно. Страх должен стимулировать, а не давить и парализовать. Все хотят жить.

Быть воином это почёт и уважение, но в тоже время и большая ответственность. В мирное время необходимо трудиться и постоянно тренироваться, всегда быть готовым к бою. Психологически воин должен пропускать зло, идущее от противника, сквозь себя и при этом не возбуждать в себе зло.

Страх есть в каждом человеке. Нельзя дать страху пожрать себя, иначе начнётся паника и истерика, и человек не сможет управлять собой. На начальной стадии страх активизирует инстинкт самосохранения. Человек рефлексно, не задумываясь, реагирует на внешние воздействия. Все хотят жить. Злоба – плохой помощник в бою, человек не видит, где слабое место противника. Только спокойный человек расчётливо может определить ошибки противника и использовать их против врага. Верующие люди прекрасно понимают, что жизнь человека – это отрезок времени пребывания души человека на земле. Человек состоит из Души, Духа и Тела. Душа человека индивидуальна, Дух-это Дух Божий, находящийся в человеке, зависит от жизни самого человека. Тело на земле взято и в землю уходит, оно временно. Душа же вечна. Так что жизнь человека – это миг. У Господа «1000 лет как один день, и один день как 1000 лет». Зная и веря в это, воины шли в бой, не заботясь, погибнут они или нет. Они знали, что труса и предателя не будут помнить потомки, погибший же на поле брани, воин оставался в памяти народа как герой. «Блаженны те, кто душу свою положил за друзей». Люди верили, что души умерших воинов помогают молодым воинам защищать Родину, и, пропустив сквозь себя зло, не умножив его, а уничтожать источник зла.

Психологической подготовкой были походные казачьи песни «Чёрный ворон», «Как на чёрный берег» и др. Песни заставляли остановить внутренний диалог, освободиться от эмоций.

Воины верили, что предки им помогают в бою, дают им силу. Мать игра – земля это святыня, которую следует оберегать от врагов, символ кормилицы. Казаки, уходя в поход, насыпали землю в сапоги, дабы защищать свою землю и стоять на своей земле. От этого сохранилось выражение: «Стою на своём» или «На том и стою». Земля нерадивого накажет, праведному поможет.

Автор: Игорь Батиков («Батя»)
2007 г.

© 2007 -2008 КМВ-Курорт Inc. All rights reserved.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100